Местоположение
Химки
Площадь объекта
1500 Га
Основная идея
Размышление на тему научного городка с природными мотивами в архитектуры. Проработка всех деталей. Влияние времени и науки на архитектуру.
Вы заметили, что в последнее время в дискуссиях различных
сфер деятельности все чаще появляется биологический жаргон?
Мы говорим: бизнес “адаптируется” и “эволюционирует”.
То же самое происходит и в архитектуре.
Ведущие концептуальные направления в мире моды подхватывают идеи из природной среды. Особенно наполнена этим реклама, достаточно вспомнить слона, представляющего пылесос компании Bosch, а недавно одна из моделей Renault была названа «генетически разработанной».
То же самое происходит и в архитектуре. Благодаря развитию науки, появлению новых технологичных материалов стало возможным возводить здания, чей облик напоминает формы животного мира. Идеология, основа которой переплетение науки, искусства и природы, стала реально осуществимой. Архитекторы постепенно отходят от прямолинейных объемов и пытаются воспроизводить более органичные, тем самым закладывая новое направление, своеобразное биологическое барокко, имя которому зооморфик.
Зооморфик представляет собой удивительный феномен. Его особенности
здания, похожие на птиц или рыб, креветок, моллюсков и китов, броненосцев и муравьедов, гусениц и бабочек. Он же объясняет причины появления подобного «зверинца» в современном обществе. Одна из них – стремление некоторых архитекторов таким образом привлечь внимание общественности к своему проекту. Другое проявление по-настоящему увлеченных исследованием природы людей, в задачи которых входит
создание самых совершенных экологических форм, и предшествуют этому многолетние разработки с помощью новейших компьютерных технологий. На сегодняшний день реализовано около 80 «анималистических» проектов. Среди тех, кто воплощал их в жизнь, такие всемирно известные имена, как Сантьяго Калатрава, Ренцо Пьяно, Уилкинсон Эйр, Фрэнк О. Гери, а также многие молодые архитекторы.
1-2. Компания Mark Barfield Architects Мост Миллениум В Лондоне ( Англия ).
3. Компания Nicholas Grimshaw & Partners. Железнодорожный вокзал Ватерлоо в Лондоне (Англия).
4-5-6. Сантьяго Калатрава.Винный завод компания Bodega & Bebidas в Алабе (Англия).
7-9. Сантьяго Калатрава. Милуокский музей искусств(США).
Архитектор Сантьяго Калатрава создает чрезвычайно выразительные формы, используя бетон. Огромная «раковина», скрывающая
«жемчужину», – построенный им не так давно в Валенсии футуристический комплекс. Он включает в себя музей науки, кинотеатры, планетарий, внутреннюю и наружную концертную площадки и один из самых больших в мире океанариумов. Здание винного завода в Испании было интегрировано им в окружающий ландшафт как специфическая скульптура, «статическое движение» которой напоминает движение гусеницы. Последняя разработкаархитектора – Милуокский музей искусств в США. Динамичная структура здания – огромная парящая в небе птица стала своеобразным символом музея и города. Внутри музея галереи напоминают грудную клетку гигантской акулы такой
эффект создает белый каркас арочных балок. В Великобритании известен многозальный кинотеатр, повторяющий форму раковины моллюска наутилуса, который является одной из самых красивых природных форм. Это работа архитектурного бюро Wilkinson Eyre Architects. В основе проекта использована спиралевидная конструкция раковины
наутилуса она начинается с маленького завитка и постепенно доходит до самого крупного. Таким же образом, по спирали, спроектированы 20 кинозалов. Английский город Годал-минг приобрел популярность среди туристов, желающих посетить удивительный дом в виде самой настоящей бабочки, спроектированный компанией Chetwood Associates. Путешествуя по дому, вы увидите развитие насекомого во всех стадиях. Главный вход – бабочка в период кладки яиц и превращения в гусеницу. Стальные
канаты, натянутые вдоль лестничного марша, напоминают шелковые нити.
Ступени по-вторяют форму крыльев,которые вот-вот расправятся и раскроются. Поручни лестницы олицетворяют лапки и усики
бабочки. Над террасой натянуты раскрытые крылья, расписанные в соответствии с природным узором. Настоящей сенсацией стало здание Лондонского международного железнодорожного вокзала Ватерлоо, построенного архитекторами компании Nicholas Grimshaw & Partners.
1. Технологический центр MACLAREN 97-04 в английском графстве Суррей. Норман Фостер.
2. Аэропорт Сондика, Биль-Бао Испания Саньтьяго Калатрава 2000.
3. Выставочный комплекс в RHO-PERE постороенный по проекту Массимилиано Фуксаса.
4. Москва Хрустальный остров Норман Фостер 2008.
5. Аэропорт БАРАХАС .Ричард Роджерса.
6. Норман Фостер.
7-9. Норман Фостер торговый центр.
8. Норман Фостер концепт.
Впервые при строительстве вокзалов была спроектирована изогнутая стеклянная крыша, состоящая из отдельных секций, каждая из них подвижна и обеспечивает прекрасную амортизацию всей конструкции. Эта идея была « подсмотрена » у броненосца, панцирь которого состоит
из отдельных пластинок. Приходилось ли вам когда-нибудь переходить реку по мосту в виде позвоночника динозавра? Такой мост существует
и носит красивое название Миллениум.
Построенный компанией Mark Barfield Architects 200 – метровый
пешеходный мост находится в Лондоне и соединяет берега Темзы. Повторяющий форму позвонков диплодока, он очень изящен, и вы можете ощутить легкое покачивание при ходьбе, поскольку вся конструкция подвешена на канатах. Совсем недавно появилось впечатляющее дополнение к существующей панораме лондонского делового Сити. Это 180 – метровая стеклянная башня, названная первым прогрессивным экологическим проектом. Дизайн и строительство, которое
продолжалось более 7 лет, выполнены компанией Foster & Partners.
Торжественное открытие здания состоится в мае этого года. Спиралеобразная форма внутренних пространств и решение вентиляционной системы, обеспечивающей высокую степень
кондиционирования, повторяют форму раковины моллюсков, известных как glass sponges. Это изящные вытянутые организмы, которые фильтруют
питательные вещества из воды, всасывая их своимтелом и выталкивая ненужное через верхнее отверстие. По такому же принципу работает и система вентиляции башни. Второе по высоте здание Лондона имеет
360-градусный панорамный обзор и естественное дневное освещение. Владелец этого чуда – страховая компания с мировым именем Swiss Re. Здесь будет самый высоко расположенный в Лондоне ресторан, а под стеклянным куполом откроются обеденный зал и бар. Проект по своим характеристикам был отнесен к классу А. Сами же англичане из-за необычной формы в шутку прозвали сооружение огурцом..
1. Сравнительный аналог (морской огурец).
2-3. Проект компании Foster & Parthers. Здание компании Swiss Re в Лондоне (Англия).
4-5. Сантьяго Колатрава. Оперный театр в Тенерифе (испания).
Все выше перечисленное показывает, что развитие архитекруры
идет по новому напровлению технического прогресса и в
далнейшеи все эти тенденции будут только усиливатся и развиваться. журнал “АРХИ ДОМ” №45 .04 годЛекции Нормана Фостера на выставке в москве.
1-7. Сантьяго Калатрава. Милуокский музей искусств(США).
2. Проект Samyn&Partners Architects. Офисное здание в Марч-эн-Фаменне(Бельгия).
3. Сантьяго Калатрава. Оперный театр в Тенерифе (Испания).
4-5-6-8. Сантьяго Калатрава. Музей науки и искусства в Валенсии (Испания).
9. Swiss Re Headquarters, London, England, 1997-2004. Nigel Young/ Foster and Partners.
Норман Фостер. Пространство и время
Сэр, «лорд берега Темзы», лауреат всех крупнейших международных архитектурных премий, автор гигантских архобъектов по всему миру, Норман Фостер воплощает собой понятие «архитектурное здоровье»
Вот существуют зодчие романтического склада мысли. И постройки их, как автопортрет чахоточного гения с горящими глазами: изломанные, истеричные, раненые, часто нарушающие все табу и нормы вкуса.
Вечно эти постройки со средой ссорятся, а в контексте города воспринимаются юродивыми, не от мира сего блаженными.
В российские Средние века примером такой « не от мира сего » архитектуры может служить собор с символическим в данном случае названием – храм Василия Блаженного, а в европейское новое время – изрубцованное, истерзанное тело архитектуры Даниэля Либескинда ( Еврейский музей в Берлине). Противоположный тип сознания зодчего — прагматик. Творческая судьба прагматиков чаще всего образцова: все им удается – и награды насобирать, и проекты самые амбициозные реализовать, и подать себя так, чтобы каждое оброненное слово в
блокнот под грифом « нтл », « нетленка », записывали. Творчество таких мэтров необходимо, как прочистка мозгов от слишком заумных и завиральных идей романтиков или (и) грязи и сора архитектурных «текстов», сочиненных халтурщиками, бездарями и неучами. Качество подготовки и лекции, и выставки неминуемо заставили обратиться к врачебной лексике. Для нашего антисанитарного уровня архитектурной жизни это одновременно прививка, гигиена, профилактика. Путешествующая по миру и постоянно прирастающая новыми проектами экспозиция (в России ее куратором стал Иосиф Бакштейн) сделана безупречно и для профессионалов (развернутые экспликации, отличного качества материалы, правильный свет), и для неофитов (вместо планшетов с малопонятными чертежами и разрезами — занимательные и красивые макеты). На лекцию пришло около двух тысяч человек, в основном студенты МАРХИ. Лекция стала такой же образцово-показательной и простой, как стиль творчества лорда Фостера.
Он упаковал главные свои объекты в четыре идеологемы, назвал упаковку «Каталогом». Тема — диалог с историей. Идеологемы элементарны: восстановление, контекст, преобразование, плотность. «Восстановление» — это, конечно же, перестройка Рейхстага в Берлине: возвращение ему первоначального образа и функций и одновременно корректировка символического имиджа: надстроенный стеклянный купол со спиральным обходом стал символом новой демократии, где люди буквально взирают на политиков сверху вниз (под куполом — зал заседаний правительства). В контекстуальный раздел попал Лондон с его Британским музеем. Фостер придумал новый стеклянный свод, обнимающий, связывающий воедино множество восстановленных в исторической значимости пространств.
Библиотека Свободного университета в Берлине стала примером
преобразования естественной воздушной и световой энергии в экономичный и правильный архитектурный модуль — двухслойный купол-обшивку с каркасом из водопроводных труб. За тему «плотность по вертикали» отвечают, понятно, многочисленные фирменные башни Фостера, как то знаменитая Свис-Ре в Лондоне или новый проект для московского «Сити» — башня «Россия».
Башни Фостера это не шприцы, колющие тело города, а именно что градусники – индикатор здоровья пациента. Они все гармонизированы с городской средой, они все устроены по принципу максимального энергосбережения и соответствия высочайшим требованиям экологии. Например, зеленая башня Свис – Ре имеет сужающуюся вверху и внизу аэродинамическую форму. Форма способствует естественной вентиляции
сквозь спиральный атриум. Встроенные в спираль атриума зеленые сады образуют легкие здания. С каждым зданием лорд Фостер действительно возится как доктор с пациентом: заботится о правильном режиме питания и дыхания (в том же Рейхстаге работает собственная энергетическая установка), о температурном режиме ( в любимых им стеклянных оболочках установлены своеобразные экраны – ширмы, движущиеся за солнцем и поддерживающие наиболее комфортные условия жизни). Коли нам повезет, и одна из башен лорда Фостера « украсит линию горизонта » (любимое выражение мэтра) российской столицы, следить за здоровьем отечественной архитектуры можно будет, сверяясь хотя бы с правильным современным термометром.
1. Swiss Re Headquarters, London, England, 1997-2004. Nigel Young/ Foster and Partners.
2. Башня “Россия”, деловой центр Moscow City. Nigel Young/Foster and Partners.
3. Free University Верлин, Германия 1997-2005
2005 САД ВПЕЧАТЛЕНИЙ. Аптекарский сад-огород
Это международный русско-японский проект, эксклюзивная совместная работа. Для инсталляции на воде был использован пруд старейшего Ботанического сада. Мы давно мечтали создать объект на воде – ведь он отражает свет и тень, в нем задействуется движение воды. К воплощению идеи архитектурной «волны» МАРХИ шел 10 лет. Ведущий профессор японской школы «Согэцу» Тетсунори Кавана показал, как технически выразить эту идею. Сама волна, ниспадающая вниз и поднимающаяся вверх, символизирует житейское море, по которому все мы плывем. Готовя проект под руководством Тетсунори Кавана, мы две недели трудились с утра до ночи. Бамбуковая «волна» затоплена в воде, в которой отражается голубое небо с белыми облаками, на листьях бамбука – рябь света, игра солнца. Профессор Тетсунори Кавана во время своего визита в Москву
провел в МАРХИ мастер – класс «Соприкосновение с прекрасным» и семинар «Преображение лика растений». К его визиту была приурочена выставка студенческих работ «Плавающие композиции». Красота –
главное в мире, основа общения. В России умеют ценить и тонко чувствуют красоту, любят природу. Безусловно, востребованы школы пространства и архитектоники. России необходимы образные объекты искусства», – считает президент школы «Согэцу». Вместе с послом Японии они
посадили в Ботаническом саду МГУ деревце японской сливы – как символ 10 – летия высшей школы дизайна, 80 – летия школы «Согэцу» и 150 – летия российско – японских отношений. Студенты МАрхИ сняли и
пустили по воде свои бумажные шапочки. Превратившиеся в кораблики, они поплыли по житейскому морю… Будущие ландшафтные архитекторы убедились, насколько мощно воздействует окружающая среда. А для того, чтобы успешно плыть по могучим волнам, профессионалам необходимо использовать все средства, воздействующие на человеческие органы чувств: движение ветра, неожиданный промельк рыбки под зелеными «волнами», преломление света, переливы красок. Даже звуки – шелест и легкое потрескивание листьев бамбука, щебет птиц , даже аромат бамбуковых листьев – все нужно обыграть для достижения гармонии. Множество посетителей, побывавших на выставке, получили истинное
наслаждение от бамбуковой «Волны» – результата взаимопроникновения русской и японской культур. Японский профессор готов снова и снова приезжать в Россию и сотрудничать с МАрхИ. Красота сближает
души…
Тетсунори Кавана – выдающийся японский дизайнер, мастер крупных инсталляций, объектов и произведений Land Art,
представитель школы Согетсу. Его работы выставлялись во многих
крупных городах мира: Женеве, Амстердаме,
Нью – Йорке, Париже, Гонконге, Токио и Москве. КАВАНА художник работал в сотрудничестве с ведущим мастером Школы Согэцу Хироcи Тэсигахара на протяжении 20 лет. Спектр творчества Кавана
охватывает различные направления искусства, включая инсталляцию,
создание театральных декораций, оформление выставок и икэбана. Вехи творческой биографии Тетсунори КАВАНА:
1992 Ассистент художественного руководителя и художника по декорациям постановки оперы «Турандот», Лион, Франция
1995 Инсталляция на Фестивале Искусств Японии, Нумадзу, Япония
1994 Художник-постановщик программы «Представляя Нагано» для
Зимних Олимпийских Игр в Нагано, Лиллехаммер, Норвегия
1996
Один из десяти художников со всего мира, собравшихся для создания своих
композиций в Arte Sella, Борго, Италия
1997 Декорации к постановке ‘Matte International Taiko Extagia’, Ишикава, Япония
2000 Художественное руководство и создание инсталляции для празднования годовщины ‘Yebisu Graden Place Anniversary 2000′
2001 Инсталляция на Фестивале Искусств Японии ‘Japan Art Festival’, Нумадзу, Япония Художественное руководство и
создание инсталляции для празднования годовщины
‘Yebisu Graden Place Anniversary 2001′
2003 Выставочный дизайн празднования ‘Pierre Cardin the 50th Anniversary’
2005 Архитектурно-художествен-ный объект «Зеленая
волна»
Москва, Аптекарский сад-огород
Концептуальный проект Научно исследовательского городка по Ленинградскому направлению
города Химки (лесной массив между Вашутино-Терехово-Старбеево).
Эскизы
Побывав на выставке Тетсунори Кавана в 2005, дивясь на преображение Аптекарского огорода, никак не мог забыть его
лаконичные инсталляции и нехитрые конструкции. Вечером и на следующий день пытался собрать свои впечатления и переложить их на архитектуру, а потом и на бумагу …
Одна из идей была сделать здание хамелеон, которое в зависимости от освещения меняло б свой цвет, то в тон леса, то становилось бы оранжевым как закат то есть принимало и впитывало в себя саму природу.
Первоначально данная технология применялась в военных целях. Сегодня она имеет множество гражданских точек приложения, включая производство так называемых оперативно реагирующих стекол, которые благодаря своему устройству могут противостоять вредоносному воздействию избыточной солнечной энергии, контролируя ее поступление через конкретный остекленный проем. Состоит такое стекло из 3 электропроводящих слоев – к двум крайним подключены электроды и в случае необходимости может быть приложена разность потенциалов, средний же представляет собой полимерную пленку. В пленку включены мельчайшие жидкокристаллические частицы.
Когда цепь разомкнута, ориентация жидких кристаллов неупорядочена, вследствие чего они рассеивают свет по всем направлениям. Под влиянием приложенного электрического поля ориентация кристаллов упорядочивается. Варьируя величину поля, можно произвольно менять цвет стекла, степень его прозрачности и способность поглощать или
отражать различные части светового потока.
Измерения, произведенные с помощью широкополосного диэлектрического спектрометра Novocontrol, позволяют оптимизировать электромагнитные абсорбционные характеристика материала в зависимости от частоты и температуры. Так, широкая гамма частот (от 9 до 90 герц) делает материал потенциально годным для использования в большинстве
областей электромагнитного спектра. Конструирование управляемого полимерного сэндвича осуществляется на молекулярном уровне, что предоставляет гораздо больше степеней свободы по сравнению с прочими материалами. Помимо всего прочего, новые модификации стекол увеличивают долговечность окон и упрощают их изготовление.
Студент-химик Mijan Miah, обучающийся в Кингстонском университете, что близ Ридинга (Южная Англия), держит в руках прототип электрохромного оконного стекла, в состав которого входят полимеры и которое способно произвольно менять, подобно хамелеону, свой цвет.
Изыскания в области проблемы, которую Mijan Miah помог решить, осуществлялись при поддержке Агентства оценки и исследования средств защиты Великобритании.
Студент-химик Mijan Miah, обучающийся в Кингстонском университете, что близ Ридинга (Южная Англия), держит в руках прототип электрохромного оконного стекла, в состав которого входят полимеры и которое способно произвольно менять, подобно хамелеону, свой цвет.
Изыскания в области проблемы, которую Mijan Miah помог решить, осуществлялись при поддержке Агентства оценки и исследования средств защиты Великобритании.
Внутренние дворики очень лаконичны и со скрытым смыслом. Они как бы эмитируют водоворот своей скручивающейся формой водоворот знаний водоворот мыслей.
Все 3 башни имеют строгое назначение, они предназначены для научных работников во в 3 областях науки физика-химия, биология, нанотехнологии. Высота башен в порядке убывания 20 этажей 15,10. Дворик сделан очень просто и гарморично ничего лишнего, отдых глаз и мыслей.
Все внутренне пространство посвящено выставкам. С минимальным количесвои несущих конструкций и потери пространства.
Есть система плавающих стен, которые которые можно передвигать или убирать чтоб отсекать или увеличивать выставочную прощядь. На территории комплекса находятся месолько музеев, концепт-авто цент сад несколько кафе, технические помещения стилизованные под конструкции или несущие опоры.
Все насыпные конструкции имеют не только декоративное и несущее назначение, но и скрывают в себя все сан-узлы технические помещения склады и даже одну лабораторию для испытаний. Это придает всему зданию вид умиротворенности, где нет ничего лишнего все сбалансировано и прозрачно. Также используется система умной вентиляции и баланса влажности, система часто применяемая в Европе . При избыточной влажности створки метало каркаса приподнимаются как бы ошитиниваясь выпуская избыток влажного воздуха.
Свежий воздух: современные автоматическая системы проветривания.
Проветривание необходимо как для обеспечения нормируемого
воздухообмена, так и для создания нормального влажностного режима в помещении. Как уже было сказано, самый простой вариант естественного проветривания — это, разумеется, обычное открывание окон. Однако оно может быть более или менее эффективным, в зависимости от следующих
причин: направления воздушных потоков в атмосфере ( проще говоря, ветра, скорость и направление которого оказывают прямое влияние на величину воздухообмена), а также от разницы в температурах
наружного и внутреннего воздуха. Чтобы иметь представление о
направлении потоков воздуха, обусловленном ветром, необходимо знать розу ветров данной местности, расположение здания в целом и комнат в проветриваемой квартире по отношению к сторонам света. Распределение воздушного давления в плоскости окна показано на рис. 1.
При различной температуре воздуха снаружи и внутри помещения в плоскости окна существует распределение воздушного давления. Между парами сил, движущими верхние и нижние потоки воздуха во
встречных направлениях, возникает так называемая нейтральная, или нулевая, зона.
Автоматическая Система позволяет управлять такими параметрами, как температура, влажность, приток свежего воздуха индивидуально для каждой комнаты, включать / выключать систему фильтрации воздуха.
«Умный» климат -контроль самостоятельно создаст комфортные условия для сна — к ночи температура понизится, а к утру понизится. Для того, чтобы выставить требуемую температуру в комнате, достаточно
задать значение температуры на панели электронного термостата или сенсорной управляющей панели. Система сама решит, какое тепловое устройство (радиаторы отопления, теплые полы, электроконвек торы, тепловентиляторы, кондиционеры) и на какую мощность включить, чтобы добиться заданных параметров. При этом мощность и количество включенных тепловых приборов будут выбраны в зависимости от уличной температуры и нужной скорости прогрева.
Транспортное сообщение между научным центром и дачным поселкам Вашутино осуществляется с помощью монорельсовой дороги и наземной двух полосной дорогой расположенной ниже уровнем, что не занимает много места и не вредит природе.
Загрязнение окружающей среды минимально так как монорельс экологический вид транспорта и он очень вписывается в общюю архитектуру вид здания. Напоминает стрелу которая летит в цель.
При всей своей простоте у парка есть одна особенность он частично повторяет классический регулярный сад-парк при замке Шенонсо во Франции. Эклектика и смешение эпох вносит новизну в решения ландшафта.